История
Тульский Государственный театр кукол (ТГТК)
– учреждение культуры Тульской области, ведущее отсчёт своей многолетней истории с 1937 года.
Театр удобно расположен в самом центре города, в двух сотнях метров от Кремля и исторических кварталов. Географическая близость к столице страны и тесное творческое общение с выдающимся советским кукольником С.В.Образцовым, а также горячий энтузиазм людей, стоявших у истоков театра, обеспечили быстрый профессиональный рост труппы, в первом составе которой были главным образом выпускники самодеятельных театральных студий Тулы. Сейчас на сцену выходят артисты только с высшим театральным, большинство – со специальным образованием актёра-кукловода. Многие имеют второе – режиссёрское – образование.
Театр работает в самых разных жанрах: на его афишах мюзиклы, скоморошины, клоунады, драма, кукольный балет, детская опера, шоу ростовых кукол, интерактивные спектакли-игры, мобильные спектакли для одного зрителя и уличных представлений. Каждый год появляется новый новогодний спектакль и обязательно – эксклюзивная интермедия у ёлки. Актёры ТГТК великолепно владеют куклами всех существующих на сегодняшний день систем: классическими и штоковыми марионетками, перчаточными и тростевыми куклами, тантамаресками, планшетными, ростовыми, масками, используют элементы «театра теней».
Каждый год появляется 4-5 новых спектаклей, а всего их в репертуаре более шестидесяти. За сезон театр даёт в среднем 380 представлений для 42 тысяч зрителей, маленьких и взрослых, работает как в стационаре, так и на выездах.
Тульских кукольников хорошо знают и любят не только в России, но и за её пределами. Театр с воодушевлением принимали в Германии и США, Италии и Австрии, в Сербии и на Сицилии, в ближнем зарубежье: Беларуси, Молдове, Украине. Его часто и с удовольствием приглашают на многочисленные международные и российские фестивали театров кукол (из новых побед – Гран-при фестиваля «Золотое колечко-2017» во Владимире за спектакль «Серая Шейка» по Мамину-Сибиряку). Театр постоянно развивается технически, оснащён самой современной (в том числе мультимедийной) техникой, неуклонно заботится об удобстве зрителей, регулярно даёт благотворительные спектакли. Актёры совершенствуют своё мастерство, постоянно участвуя в самых разных межрегиональных семинарах и мастер-классах, получают дополнительное заочное образование. Одна из главных забот коллектива – разнообразие репертуара и приёмов игры, стремление сделать постановки для зрителей всех возрастов и запросов, благодаря чему жители области справедливо считают театр не детским, а семейным. Тульский Государственный театр кукол - член российской ассоциации «Театр кукол – XXI век», неизменный участник гастрольно-фестивального тура театров кукол ЦФО «Майская карусель».
Идея создания первого кукольного спектакля в Туле принадлежала Николаю Павловичу Чекову (1908-1984), работавшему в ту пору художником ТЮЗа. С детства покорённый искусством тульского ярмарочного кукольника-«петрушечника» Соковнина, Николай Павлович в начале 1936 года решил сам заняться куклами. В напарники себе он присмотрел мало занятую в театре актрису Надежду Александровну Лисовскую, которая, понимая, что задуманное – в некотором смысле авантюра, всё-таки загорелась идеей художника и включилась в работу в качестве режиссёра. Случайно увидевший их бдения в тесной каморке под сценой замдиректора ТЮЗа Розанов подсказал счастливую идею: если уж и создавать кукольный спектакль, то к предстоящему большому событию – 100-летнему юбилею со дня смерти А.С.Пушкина. И именно 10 февраля 1937 года (а затем и ещё 14 дней февраля, иногда по два раза) кукольный спектакль «Сказки Пушкина» был показан юным тулякам. Успех оказался настолько ошеломляющим, что вопрос о продолжении этой работы даже не возникал. В новый сезон ТЮЗа, 24 октября, состоялась ещё одна премьера – «Гусёнок» Н.Гернет и Т.Гуревич. В этой спектакле работала уже специально набранная театром кукольная группа (Тамара Долгова, Валентина Заковрижкина, Раиса Панкратова, Юрий Исаев). А в августе 1938 года в областной газете «Коммунар» впервые публикуется репертуар Театра кукол как самостоятельного коллектива. В тульских архивах не обнаружено ни распоряжения, ни приказа, указывающих на точную дату возникновения театра. Установить её можно лишь приблизительно. Существует документ «План работы на 3 пятилетку по предприятиям отдела искусств Тульской области с приложением объяснительной записки к нему» (фонд №2700 ГАУ Тульской области «Государственный архив», дело №1, опись 1, листы 1, 3): «В 1938 году в Тульской области созданы…пять новых театров: Сталиногорский драмтеатр, кукольный театр в Туле и 3 колхозно-совхозных театра…». Поскольку дело начато 27 июня 1938 года, можно с уверенностью считать, что решение о создании театра кукол было принято до этой даты, то есть в самом конце театрального сезона 37-38 годов.
Эскиз-предложение актёрам по работе с тяжеловесной куклой.
Рисунок Н.П.Чекова. Фото из архива театра.
Новый театр открылся 27 сентября 1938 года спектаклем «По щучьему велению» Е.Тараховской. Первым директором назначили Анну Прокофьевну Чеснокову, начальника педагогической части ТЮЗа, имевшую специальное театральное образование. Игрались спектакли 15 раз в месяц на сцене либо в фойе Театра юного зрителя. Все куклы были петрушечными (перчаточными). В 1939 году впервые в постановке были задействованы марионетки (консультировал Чекова по механике этих кукол его давний кумир Соковнин) и тантамарески. Отдел искусств активно искал помещение для театра, в какой-то момент под него собирались перестроить католический костёл на улице Коммунаров (ныне Л.Толстого). В сезон 1939-40 г. г. на программках и афишах появляется первая эмблема театра. Газета «Коммунар» 11 мая 1941 года даёт информационную заметку А.Дмитриева: «Театр делает несомненные творческие успехи. Теперь он имеет собственную базу – заново переоборудованное и отремонтированное помещение бывшего клуба имени Чапаева». Это угол улиц Советской и Жуковского, 78/1 (ныне снесено).
В декабре 1941года в Тульский театр кукол приходит и ставит спектакль из трёх одноактных пьес («Яшка в раю» М.Горького в инсценировке Л.Браусевич, «Заблудшие» А. П. Чехова в инсценировке О.Ушаковой, «Умирающий Антон» С.Преображенского) О.А.Ушакова, « правая рука» С.В.Образцова, только-только создавшая вместе с ним легендарную «Волшебную лампу Аладдина». Имея прекрасное театральное образование и обладая огромной внутренней культурой, она сразу подняла творческий уровень театра и произвела настоящую революцию «на ширме»: под её руководством Н.П.Чеков сделал, а актёры стали осваивать «яванские» (тростевые) куклы, буквально только появившиеся в театре С.Образцова. Они обладают гораздо большими изобразительными возможностями, нежели перчаточные, к тому же более зрелищны в силу крупного размера. Есть все основания утверждать, что кукла апостола Петра, созданная Чековым, имела даже более сложную систему управления, чем куклы Образцова. Интересна и ещё одна новаторская задумка О.Ушаковой: её спектакль создавался специально для взрослого зрителя (буквально лишь на месяц позже такого же опыта в театре С.В.Образцова, где для взрослых была поставлена «Ночь перед Рождеством»). К сожалению, работу незаурядного режиссёра прервала война, и больше она в Тулу не вернулась.
Первый день Великой Отечественной войны застал труппу театра на выезде в Сталиногорском (ныне Новомосковском) районе Тульской области, в Доме культуры посёлка Бобрик-Гора. По воспоминаниям актрисы В. М. Заковрижкиной, уже смонтированы были декорации, разложены куклы, когда на сцене появился директор Дома культуры и сказал: «Товарищи, минуточку внимания. Нам немец объявил войну». Газета «Коммунар» 20 июля 1941 года пишет: «Тульский театр кукол сейчас главным образом обслуживает мобилизационные пункты, бойцов, командиров и политработников Тульского гарнизона. Театр также выступает в пионерских лагерях. На призывных пунктах и в частях Тульского гарнизона театр поставил 16 спектаклей. За июль было проведено 8 выездов в пионерские лагеря и показано 15 выездов спектаклей в ряде районов области» (стилистика автора статьи сохранена). Театр быстро создаёт антифашистский монтаж «Сон в руку» («Действительность и сон Гитлера»), и играется он не в здании театра, а в драмтеатре (ныне областная филармония), т.к. зал там вмещал до тысячи зрителей. Литературной основой спектакля стала миниатюра известного сатирика Л. Ленча, только что появившаяся в июньском номере журнала «Крокодил». Помимо работы в здании драмтеатра, ТК активно перемещается по области. Однажды, вернувшись из поездки в Алексинский район, администратор театра кукол Солдатова, подойдя к своему дому на улице Братьев Жабровых, увидела лишь развалины: он был разбомблён во время налёта фашистской авиации. К счастью, дочь она нашла потом в больнице, а сын остался жив лишь потому, что находился в это время на заводе. Вскоре худрук театра Б. В. Борисов раздал всем работникам бумагу следующего содержания: «Уволен в связи с ликвидацией театра 16 октября 1941 года». Здание было передано Военторгу для столовой, а вся материальная часть переместилась в ТЮЗ.
Эскиз куклы Гитлера и газетная реклама спектаклей военной поры. Фото из архива театра.
Возобновил работу театр, как только в городе сняли осадное положение. Он оказался единственным тульским театральным учреждением, продолжавшим полноценно работать в годы войны. Первые спектакли состоялись в марте 1942 года, а 6 мая вернулся из эвакуации Н.П.Чеков, снова зачисленный художником театра кукол. Из прежних актрис работают Р. Шалыгина и А.Домбровская, появляются новые актёры – П. Казанский и Л. Волохова (Агапова). Спектакли в этот период режиссирует А. И. Дмитриев («Наш дом», «Басни Крылова», концертная программа «Тула-родина моя»). В «Нашем доме» куклы учили зрителей быть бдительными, показывали, как защищать крыши домов от зажигательных бомб. Однажды артисты театра выступали в госпитале, размещавшемся в здании Дворца пионеров (ул. Революции,1). В.М.Заковрижкина вспоминает: «Мы поднялись на второй этаж, а давать концерт негде – весь зал был заставлен кроватями и носилками. Пошли по палатам конвейером: я читаю стихи, за мной – певица, за ней играли скетч и т.д. И таким образом мы дали (точно помню) в течение одного дня 22 выступления каждый из нас!» А 5 августа 1944 года Валентина Максимовна была назначена худруком театра и почти сразу же уехала на курсы в Москву, где её профессиональное мастерство повышали корифеи кукольного искусства того времени: Е.С.Деммени, В.А.Ильин, В.Г.Форштедт. Пьеса «Дудочка» М.Туберовского была первой поставленной В.М.Заковрижкиной по возвращении в Тулу. Работал театр снова в т.н. «розовом» фойе ТЮЗа. За лето 1944 года артисты дали 181 представление, пьеса С.Преображенского «Иван-солдат» за 9 месяцев 1945 года была показана 173 раза. В победный день 1945 года театр на гастролях в области. На ночь разместили актёров по домам, постелили на полу. В 4 утра кто-то загрохотал в окна, а затем вбегает председатель колхоза и кричит: «Побе-е-еда!!!»Вернувшись на следующий день в город, артисты впервые увидели салют.
Постепенно работа театра выходит на довоенный уровень, в январе 1946 года со спектаклями «Медведь и девочка» и «Иван-солдат» ТК участвует во Всесоюзном смотре детских театров. Вскоре ему возвращают здание на углу Советской и Жуковского, но он вынужден делить его с филармонией и Домом народного творчества. В распоряжение театра отдают старенький автобус, за две ночи Н.П.Чеков разрисовывает его яркими картинками. Новым этапом в развитии коллектива становится работа по пьесе Г.Владычиной «Несносный слонёнок» с режиссёром театра С.Образцова П.А.Мелиссарато. После оформления этого спектакля Н.П.Чеков уходит из театра, перейдя на работу в Тульское отделение Художественного фонда РСФСР.
С весны 1951 года в ТК начинают работать художник Мария Павловна Смирнова и её супруг Валентин Иванович. Для спектаклей «Мухомор-разбойник» и «Аленький цветочек» они создают новый тип тростевых кукол, существенно усложняя их механику: теперь куклы открывают и закрывают глаза, рот, движения их становятся более мягкими, кисти рук делаются из дерева, что добавляет им особой выразительности. В 1953 году в спектаклях «Варвара-краса – золотая коса» и «Ванюша» впервые используются светящиеся краски. В конце этого же года в Тулу из Воронежа приезжают, существенно укрепив труппу театра, В.Степанова (в 1980 году она получит звание заслуженной артистки РСФСР) и Г.Екимов. В праздничные дни начала 1957 года – премьера спектакля «Новогодняя ёлка» по пьесе, написанной специально для ТК (автором её стал новый артист драмтеатра Владимир Пацерин). Сотрудничество с ТДТ продолжилось и далее: в конце того же года спектакль для взрослых «Чёртова мельница» оформлял легендарный художник драмтеатра Л.Брустин, а ставил режиссёр А.Соколов.
В 1958 году новым главрежем становится И. М. Жигунов, получивший режиссёрское образование в ГИТИСе. Его спектакль по пьесе А.Гензель «Рыжик» оформляет (важное событие в истории театра) М. Н. Фирстова, дочь Н. П. Чекова – создателя ТК. Художница проработает в кукольном до самой пенсии, прослужив ему 32 года. В 1971 г. ей будет присвоено звание заслуженного художника РСФСР (для художников театра кукол едва ли не первый случай в масштабах всей страны).
С осени 1960 года главрежем работает приехавшая из Тамбова Н.И.Никифорова, имевшая актёрское, театроведческое, а в дальнейшем и режиссёрское образование. В одном из её спектаклей – «Непоседа, Мякиш и Нетак» – свою первую роль сыграла Роза Грибанова, прослужившая в театре с 1962 по 2011 год, в 1984 г. получившая звание заслуженной артистки РФ. К 25-летию театра в 1962 году на сцене снова Пушкин («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»). Впервые в постановке используется так называемый «чёрный кабинет». 20 апреля 1962 года «Непоседу» и «Сказку о потерянном времени» показывают в Горьком на 2 туре Всесоюзного смотра детских театров, посвящённого 40-летию Всесоюзной пионерской организации (всего 4 театра страны удостоились этой чести).
В марте 1963 года в должности директора утверждают И.М. Москалёва. Первая его постановка – «Дед Мороз» В.Шуриновой. И первый раз в истории театра спектакль играется двумя составами (в начале работы над пьесой штат актёров увеличился на 6 человек), для этого создаются два комплекта кукол. В том же 1963 году здание театра признали аварийным. В связи с этим ТК получает помещение на втором этаже в доме по Советской, 62/15, где размещается и доныне. В 1965 г. ТК трижды выступает на Центральном телевидении («Кот-гусляр», «Волшебная лампа Аладдина», «Приключения Чипполино»), и в этот момент завязывается дружба с редактором детского вещания ЦТ З.Кисляковой. В соавторстве с М.Волынцом она напишет специально для ТК несколько пьес. Первой будет «Приключения муравья Ферды и жука Футлика» по книге чешского писателя Сикоры, где постановщик впервые и решительно откажется от использования традиционной ширмы-коробки.
Главный режиссёр театра с 1970 по 1989 год И.М.Москалёв. Личный архив И.М.Москалёва.
После отъезда И.М.Москалёва на Высшие режиссёрские курсы С.В.Образцова театр переживает нелёгкий период почти ежегодной смены главных режиссёров. В сезон 66-67 г.г. два спектакля – «Волшебная калоша» и «Неразменный рубль» – ставит Д.Г.Тархов. Работа над последней постановкой шла долго и трудно, зато в её процессе была придумана новая конструкция кукол с внутренними тростями. В 67-68 г.г. Д.Г.Тархова сменяет А.А.Цыганков. Репертуар пополняют созданные им «Братья-лебеди» А.Бородина и Н.Савина, «Чуче» В.Андреева, «Левша» по Н.С.Лескову, «Красные дьяволята» П.Бляхина.
С августа 1970 года главрежем работает вернувшийся из Москвы И.Москалёв. В первом поставленном им спектакле – «Не буду просить прощения» С.Прокофьевой – театр впервые использует фонограмму (музыка Ш.Каллоша) в качестве музыкального оформления. Замена аккордеона (музыкант и композитор З.А.Аксёнцев) оркестровым звучанием настолько впечатляет, что с этих пор начинается последовательное вытеснение «живой» работы музыкального инструмента фонограммой. В спектакле «Необыкновенное новоселье» К.Мешкова (март 1972г.) первый раз в истории театра актёры работают планшетными куклами. В том же году дуэт драматургов З.Кисляковой и М.Волынца создаёт ещё одну пьесу специально для ТК. Постановка «Я и робот в тридевятом царстве» имеет огромный успех. Особенно нравится детям кукла Робота, начинённая по задумке режиссёра микроэлектроникой, изменяющей голос актёра, придающей ему характерный «металлический» тембр. С 1972г. в труппе уже 17 актёров, но ни у одного нет специального образования кукловода. Главреж Москалёв делает всё возможное, чтобы повысить профессиональный и культурный уровень артистов. Характерной особенностью работы режиссёра становится его постоянное обращение к произведениям национальных авторов. На ширме появляются одна за другой украинская пьеса «Ай да Мыцык!» Е.Чеповецкого, осетинская «Попугай Кокули» Б.Кеворкова, литовская «Я догоняю лето» В.Пальчинскайте, даргинская «Ищи и найдёшь» А.Абу-Бакара.
С 1972 по 1976 год театр опять бесприютен: здание требует серьёзного капитального ремонта. Зато по окончании четырёхлетних мытарств ТК получает зал, в котором отныне наклонный пол. Меняется высота колосников, а в качестве занавеса используется т.н. «французская штора», то есть он поднимается вверх, а не раздвигается в стороны. Главное же – театру отдан и первый этаж (в нём долгие годы находились столовая и магазин готового платья). Преобразился также фасад здания. На нём появилась придуманная М. Фирстовой новая эмблема театра (кукла с тульской гармоникой в руках) и крупная металлическая надпись «Театр кукол». Над входом по вечерам загорались красивые металлические фонари в виде сказочных совушек. Возвращение в родные стены сопровождает премьера ещё одной пьесы М.Волынца и З.Кисляковой, написанной специально для туляков, – «Тоськины каникулы». В этой постановке впервые применяется «световой занавес», позволяющий мгновенно переключать внимание зрителя с переднего на задний план и наоборот. И ещё одно новшество: музыка для спектакля специально заказывается композитору Л. И. Немировскому, который записывает её с московским оркестром.
Необыкновенно памятным для театра стал октябрь 1978 года, когда в Туле проходили масштабные торжества в связи со 150-й годовщиной со дня рождения Л.Н.Толстого. По инициативе театра кукол программу Всероссийского фестиваля спектаклей по произведениям писателя дополнили кукольной программой. Специально к этому событию И.Москалёв и художник М. Фирстова ставят спектакль «Филипок» С. Прокофьевой и Г. Сапгира, в котором используются плоскостные куклы-«дергунчики», а декорация напоминает детскую книжку-раскладушку. Музыку специально для этой постановки пишет тульский композитор, преподаватель музучилища им. Даргомыжского В. Фоменко. Настоящим потрясением для публики стал выход на сцену перед началом спектакля 83-летней Ольги Филипповны Макаровой -Зябревой. Зал взорвался овацией, когда она произнесла короткую фразу: «Я дочка Филипка». Спектакль по двум произведениям нашего великого земляка показывался в тот год и в Москве, в Государственном музее Л.Н.Толстого. В сезон 79-80 г. г. И.Москалёв создаёт ещё один необычный спектакль. Услышав две детские оперы композитора М.И.Красёва, он выбирает ту, что наиболее сценична, и ставит пьесу-оперу «Машенька и Медведь». Интересно, что оформляет спектакль представитель уже третьего поколения династии художников Чековых – внучка Николая Павловича Ирина Фирстова (Юрасова). Она делает очень большие – в человеческий рост – куклы, по два актёра работают ими под оперную фонограмму в т.н. «чёрном кабинете».
С 1989 года в театре работают два режиссёра одновременно, так как директор ТК Л. Хромова, потеснив И.Москалёва, приглашает на должность главрежа Л. Г. Устинова. Он ставит скоморошину «Три медведя» по собственному стихотворному тексту. Театр выезжает с этим спектаклем на фестиваль в Клагенфурт (Австрия). Работу туляков отлично приняли, но она не получает никаких наград, поскольку по условиям конкурса играть надо было на языке эсперанто, а артисты знали текст только на немецком. Следующим заметным спектаклем Л.Устинова был «Аистёнок и Пугало» со штоковыми марионетками Н.Л.Ваниной. К новому 1993 г. режиссёр ставит «Морозко». Необычным в нём было то, что постановщик предложил разобрать часть пола на сцене, и артисты играли как будто в оркестровой яме и на ширме, чуть-чуть возвышавшейся над горизонтом сцены. Маленькие зрители не понимали, кто управляет куклами, и это создавало невероятный художественный эффект. Сам Морозко был в «живом плане». Спектакль «Живая вода» оформлял по приглашению Л.Устинова художник-иллюстратор Сергей Сачков, хорошо известный к тому времени в Туле своими забавными календарями с шаржированными животными. Он на некоторое время станет художником театра, и сделанные им куклы будут получать восторженные отзывы коллег и публики. Летом 1994 года Л.Устинов решает возвратиться в Челябинск. Период его работы в театре отличали стремление привлечь зрителя в театр, «манкость» постановок. Именно при нём ТК стал часто показываться на фестивалях.
В отсутствие главрежа ярко проявили себя специально приглашённые режиссёры. Экспериментальные работы А. Хамдамова («Сказка о рыбаке и рыбке» исполнялась без текста, в постановке звучала только музыка) и Ш. Тиктинера («Тёплый хлеб» по К.Г.Паустовскому) позволили труппе выйти за привычные рамки классического кукольного спектакля, расширить представление об изобразительных возможностях искусства кукловождения.
Сцена из спектакля «Мещанин во дворянстве». Режиссёр О.Трусов. Фото из архива театра.
В начале 1995 года приезжает из Харькова режиссёр О.М.Трусов. Для гастролей в Олбани (США), городе-побратиме Тулы, он ставит прелестную и очень мобильную «Красную Шапочку». В апреле её с большим успехом играют в США артисты Т. Церре и И. Лучихин, а художник С.Сачков даёт для детей мастер-классы. Трусова оставляют в Туле и утверждают в должности главного режиссёра. В афише появляются «Золотой ключик», «Аленький цветочек» (около 40 кукол делает С.Сачков). В 1996 г. режиссёр для работы над спектаклем «Не садись на пенёк» привлекает харьковского художника М. Кужелеву, благодаря которой в тульском кукольном появляется новый тип кукол – мимирующие. Именно с такими куклами будут сделаны потом очень хорошо принятые туляками и специалистами «Сказки у самовара» (своеобразная художественная эмблема Тульского Государственного театра кукол) и «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б.Мольера. «Сказки у самовара» режиссёр ставит с группой новых молодых актёров-выпускников Нижегородского театрального училища, специально приглашённых для работы в Тулу. В апреле 1997 года директором театра назначается Н.А.Рязанцева (заслуженный работник культуры РФ с 2013г.). О.М.Трусов провозглашает принцип: «Наш театр в первую очередь ТЕАТР, а потом уже КУКОЛ». Один за одним появляются разнообразные по стилю, необычные по художественному решению «Хозяйка Медной горы», «Бременские музыканты», «Сказка о золотом петушке», «Снегурочка» А. Н. Островского, «Нет повести печальнее на свете» по У.Шекспиру, «Алые паруса» А.Грина. Очень укрепляет театр почти одновременный приход в труппу из других тульских театров актёров Р. и Т. Кондаевых, П. Зырянова, М. Фогилевой, О. Спиренкова (с 2014 г. заслуженный артист РФ). Этапной для театра становится постановка чеховского «Иванова» с необычными, реалистичными по исполнению куклами в рост человека. Спектакль получает благоприятные отзывы на «Фестивале одной пьесы», посвящённом 120-летию премьеры пьесы А. П. Чехова «Иванов» ( Москва, Театр Наций, февраль 2008г.).
В 2007 году О.Трусов покидает театр. С этого момента репертуар ТГТК пополняют спектакли специально приглашаемых в Тулу директором театра Н.А.Рязанцевой талантливых режиссёров. Киевлянин М.Я.Урицкий ставит в 2010 г. «Стойкий оловянный солдатик» (в качестве художника впервые работает художник из Санкт-Петербурга, заслуженный деятель искусств РСФСР Н.Полякова), «Слонёнок» (2012 г.), «Волшебная скрипка» (2013 г.). Ещё один украинский режиссёр – С. Н. Брижань – к новогодней кампании 2012 года выпускает спектакль «Волшебная тайна зимнего леса», через год появляется «Гусёнок» Н. Гернет и Т. Гуревич. В «Гусёнке» художник Н.Л.Ванина придумывает ширму, воспроизводящую знаменитую белую веранду яснополянского дома Л.Н.Толстого, впервые действующими лицами спектакля по задумке С. Брижаня становятся Лев Николаевич и его жена Софья Андреевна Толстая (как в куклах, так и на «живом плане»), в финале спектакля демонстрируется проекция исторической видеосъёмки со Львом Толстым, звучит его голос. В 2014 г. в рамках социального проекта «Постучалась сказка в дом» молодой киевский режиссёр И.Федирко создаёт спектакль «Три медведя» по сказке Л.Н.Толстого, в котором заняты всего два актёра (И. Атлашкина и А.Абрамов), а оригинальное использование воспроизводимой на ЖК-панели анимации в качестве декорации позволяет показывать спектакль в самых маленьких помещениях. Таким образом, постановку видят прежде всего дети с ограниченными возможностями, не выходя из дома, прямо в своих квартирах.
В 2008-2010 г.г. несколько спектаклей выпускает орловский режиссёр Г.В.Смирнова («Золотой цыплёнок», «Синдбад-мореход», «Два весёлых гуся»). В 2009 году в афише появляется работа лауреата премии «Золотая маска» С. А. Бульбы «Небылица в лицах» по четырём произведениям Б.Шергина. Театр начинает сотрудничество также с мастерами из Санкт-Петербурга В.И.Глазковым («Царская невеста», «Необыкновенные приключения барона Мюнхгаузена»), С.А.Мозговым («Муха и комар», «Калиф-аист», «Подарок на Рождество», «Левша» по Б. Рацеру и В. Константинову, «Как хороши, как свежи были розы…» по стихотворениям в прозе И.С.Тургенева). Доцент факультета театра кукол Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства А. Я. Стависский в 2014 году создаёт кукольный балет «Петрушка» на музыку И. Стравинского (спектакль был с успехом показан на Международном фестивале театров кукол в Сербии). В новогоднюю кампанию 2015 года режиссёр порадовал зрителей «Умкой».
Сцена из спектакля «Муха и Комар». Режиссёр С.Мозговой. Фото из архива театра.
С 2007 года ТГТК даёт возможность ставить спектакли своим талантливым актёрам, имеющим второе – режиссёрское – образование. Зрители могут видеть яркие работы артиста А.Абрамова («Таинственный гиппопотам», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый волк», «Ночь перед Рождеством», «Вождь краснокожих», «Котёнок по имени Гав», «Серая Шейка»). Несколько интересных спектаклей создаёт актёр С.Буряков («Кто-кто в теремочке живёт?», «Будем жить!» к 70-летию Победы, мюзиклы «Волк и семеро козлят», «Огниво» с музыкой тульских авторов В.Фоменко и А. Симоновского).
Тульский Государственный театр кукол сегодня – это высокопрофессиональный, много и хорошо работающий коллектив единомышленников, выступления которого любят и ценят не только в родном крае, но и далеко за его пределами. Спектакли театра постоянно становятся участниками международных фестивалей, отмечаются высокими наградами, прекрасно оцениваются профессиональным сообществом.
С.А.Козлов
СЛОВНИК.
Грибанова Роза Константиновна
(10.02.1942, с. Ржаво Тульской области –16.12.2011, Тула)
– актриса Тульского Государственного театра кукол, заслуженная артистка РСФСР (1984).
Из рабочей семьи. В 1961году поступила в театральную студию при Тульском драматическом театре им.Горького. Случайно увиденный спектакль Тульского театра кукол «Василиса Прекрасная» решил судьбу актрисы. По окончании студии в 1962 году сразу была принята на работу в театр кукол, где проработала до самой смерти. Дебютировала в роли уборщицы тёти Даши в спектакле «Непоседа, Мякиш и Нетак». Первая главная роль-Снегурочка в «Снегуркиной школе». За 49 лет работы в театре сыграла более 150 ролей (Волк («Чуче»), Вовка («Не буду просить прощения»), Мышонок («Необыкновенное новоселье»), Мальчиш-Кибальчиш («Мальчиш -Кибальчиш»), Баба («Курочка Ряба»), Ведьма («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), Бабушка «Тоськины каникулы») и др.). Виртуозно управляла куклой, обладала сильным голосом большого диапазона, что при тембральном разнообразии позволяло актрисе создавать театральные образы самого широкого спектра.
Долгова Тамара Ивановна
(12.04.1918, Тула-13.07.1994, Тула)
– актриса Тульского театра кукол, заслуженная артистка РСФСР (1968).
Родилась в рабочей семье. Занималась в пионерско-комсомольском театре «Красные орлята» Тульского Дворца пионеров. По окончании студии при Тульском театре юного зрителя с 1937 по 1972 год служила актрисой в Тульском театре кукол. Её работы отличались выразительностью кукловождения, неповторимой музыкальностью, прекрасным голосовым решением образа. За два с половиной десятилетия творческой деятельности сыграла около 140 ролей, наиболее заметные среди них: Золушка («Хрустальный башмачок»), Лиса Алиса («Буратино»), царевна Будур («Волшебная лампа Аладдина»), Алёнушка («Аленький цветочек»), Конвалия («Я догоняю лето»), Старуха («Сказка о рыбаке и рыбке») и др.
Москалёв Игорь Михайлович
(13.07.1932, Тула —21.02.2015, Тула) –
директор, позднее главный режиссёр Тульского театра кукол, заслуженный деятель искусств РСФСР (1985).
Путь в мир театра начался для И.М.Москалёва в драмкружке Дворца пионеров Тулы. По окончании ТГПИ им. Л. Н.Толстого и аспирантуры при кафедре литературы с 1958 г. работает инспектором по изобразительному и театральному искусству в областном управлении культуры. С 1959г. учится заочно в театральном училище им.Б.Щукина на режиссёрском отделении. С 1963г. директор Тульского театра кукол. В 1964 году начинает учёбу на Высших режиссёрских курсах ГИТИСа (руководитель С.В.Образцов). По окончании направлен Министерством культуры РСФСР главным режиссёром в Казанский кукольный театр. С 1970 по 1989 год главреж Тульского областного театра кукол. За время службы в театре поставил более 50 спектаклей. За многолетнюю плодотворную режиссёрскую работу в 1985 году получил звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Последовательно внедрял в репертуар театра спектакли на «тульскую» тему («Сказ о туляке, умелом мужике», «Чудо-городок», «Русское поле», «Прекрасное преданье заветной старины», «Филиппок»). Написал книгу «Люди и куклы на тульский лад и манер» об истории Тульского Государственного театра кукол. Бессменный исполнитель роли И.С.Тургенева на областных фестивалях «Бежин луг». С 1992 по 1995 год возглавлял комитет культуры Тульской областной администрации. Работал в Тульской областной филармонии, преподавал в Тульском колледже культуры и искусства.
Степанова Вера Кузьминична
(23.09.1925, Воронеж – 04.03.1993, Тула)
– актриса Тульского театра кукол, заслуженная артистка РСФСР (1980).
В Тульском театре кукол работала с 1953 по 1981 год. Мастер кукловождения, обладательница широчайшего артистического диапазона. Наиболее заметные роли актрисы: Буратино ( «Приключения Буратино»), Мальчиш -Плохиш («Мальчиш -Кибальчиш»), Баба-Яга («Я и Робот в тридевятом царстве»), Чуче («Чуче»), Аладдин («Волшебная лампа Аладдина»), Несмеяна («По щучьему велению»), князь Дмитрий («Русское поле») и др. С 1981 года и до конца жизни возглавляла созданный ею детский самодеятельный кукольный коллектив «Петрушка» во Дворце культуры профсоюзов.
Фирстова Маргарита Николаевна
(13.01.1937, Тула – 22.01.2017, Тула)
– художник Тульского театра кукол, заслуженный художник РСФСР (1971), член Союза театральных деятелей РФ, член Союза художников РФ.
Родилась в семье художника Н. П. Чекова, одного из создателей Тульского театра кукол. Вернувшись в Тулу по окончании Елецкого художественного училища, преподавала рисование в школе. С 1958 по 1992 год работала сначала художником, а затем главным художником Тульского театра кукол. Автор одного из логотипов театра(кукла с тульской гармошкой,1975). За время работы придумала куклы и декорации почти к сотне спектаклей, создала более тысячи кукол. Две куклы из спектакля «Неразменный рубль» выставлялись на Всемирной выставке в Праге и остались там в Музее Академии искусств. На Международной выставке афиш театров кукол в Польше три из четырёх её работ были взяты в экспозицию. Эскизы декораций, куклы, афиши М.Фирстовой демонстрировались на областных, зональных, республиканских, международных выставках. Несколько кукол приобретены музеями Орла, Москвы, Хрудима (Чехословакия), Улан-Батора, Лондона. Оформила спектакли «Рыжик» (1959), «Сказка о потерянном времени» (1963), «Я догоняю лето» (1966), «Петушок и Подсолнух» (1974), «Сказ о туляке, умелом мужике» (1976), «Филиппок» (1978) и многие другие.
Чеков Николай Павлович
(1908, Тула – 1984, Тула)
– художник, один из создателей Тульского театра кукол. Родоначальник династии художников-кукольников: М.Н.Фирстова (дочь), И.В.Юрасова (внучка).
После семилетки поступил в Тульское художественно-промышленное училище. По окончании учёбы в 1926 году был принят художником-проектировщиком в Высшую Заготовительную контору. После службы в РККА некоторое время работал художником в Тульском цирке, затем в Парке культуры и отдыха. С 1933 года художник-бутафор Театра юного зрителя. Первый оформленный им спектакль – «Мистер -Твистер» С.Маршака. В 1936 году стал конструировать куклы. С 1937 по 1946 год работал художником созданного им в содружестве с актрисой Н.А.Лисовской Тульского театра кукол. К первому своему спектаклю – «Сказки Пушкина» – сделал около 180 эскизов. Оформил более 50 спектаклей. Существенно расширил возможности перчаточных кукол, придумав подменные руки-дублёры, предметы-дублёры (не кукла несёт предмет, а предмет-куклу). С августа 1946 года и до выхода на пенсию – художник Тульских художественных мастерских при Тульском отделении Художественного фонда РСФСР.
С.А.Козлов