18 января недавно назначенному главному режиссёру и исполняющему обязанности директора Тульского государственного театра кукол Юрию Богородицкому исполнилось 40 лет. Он осваивается в новой должности, оставаясь при этом актёром Тульского академического театра драмы, в котором работает с 2007 года.
Белугин, Тартюф и Паратов
— Я занят в достаточном количестве спектаклей и не собираюсь расставаться со сценой и подводить своих коллег, учителей, тех, кто в меня когда-то поверил,— говорит Юрий Богородицкий.— И если в новых постановках мне предложат какую-то роль, с радостью соглашусь…
Актёрское образование Юрий Богородицкий получил после того, как окончил Тульский педагогический университет им. Л. Н. Толстого, где учился на кафедре физической культуры. Тогда он занимался военным пятиборьем и даже был кандидатом в мастера спорта по плаванию и пулевой стрельбе. Получил диплом ТГПУ — и стал думать, что делать дальше. Случайно узнал, что филиал Ярославского театрального института при Тульском академическом театре драмы набирает курс, решил попробовать. Пришел сразу на третий тур, но художественный руководитель ТАТД народный артист России А. С. Попов и один из ведущих преподавателей филиала, народный артист России В. В. Базин в него поверили. Уже через два года после начала обучения Юрий Богородицкий сыграл свою первую большую роль в спектакле «Медовый месяц Белугина» по пьесе А. Н. Островского. А всего за эти годы Юрий сыграл на тульской сцене более 40 ролей. Среди них — Тартюф в одноименном спектакле по комедии Ж.— Б. Мольера, Борис в «Грозе» и Паратов в «Бесприданнице» А. Н. Островского, Фандорин в «Пиковом валете» Б. Акунина, Леонид Борисович в «Машеньке» А. Афиногенова.
В настоящее время Богородицкий занят в 14 спектаклях текущего репертуара, он, безусловно, востребованный актёр. Поэтому его решение принять предложение регионального министерства культуры и возглавить Тульский государственный театр кукол для многих оказалось неожиданностью.
— Только не тем, кто меня хорошо знает,— утверждает Юрий.— Я не могу стоять на месте, мне всегда хочется пробовать что-то новое. Когда ты долгое время существуешь в профессии, в какой-то момент понимаешь, что остановился и надо что-то менять, расти дальше. Именно поэтому я поступил на режиссерский курс театральной школы-студии Константина Райкина, в этом году заканчиваю, и дипломный спектакль — по пьесе Чехова «Медведь» — планирую ставить здесь, в театре кукол. Это будет драматический спектакль, но в дальнейшем не исключено, что на его основе появится «кукольная» версия…
Станиславского никто не отменял
По словам Юрия Богородицкого, Тульский кукольный театр никогда не были для него «чужим». С репертуаром и его артистами он был знаком как член жюри театральной премии «Триумф» — и как зритель, конечно: не раз приходил сюда со своими детьми. При этом новый главреж понимает: у кукольного театра — своя специфика и свои проблемы…
— Если сравнивать два театральных «производства», драматический театр — это огромная машина, заведенная и отлаженная. А кукольный театр — маленький, уютный, с особой, волшебной атмосферой,— говорит он.— При этом законы сценического существования у нас общие — как говорится, Станиславского никто не отменял. Кукла в руках хорошего актера начинает работать, она оживает… Да, основной репертуар кукольного театра — это сказки. Однако сказки — не такой простой материал, как кажется на первый взгляд, это драматические произведения, и относиться к ним надо серьезно…
Рассуждая о проблемах тульского театра кукол и своих ближайших задачах как руководителя, Юрий Богородицкий подчеркивает: прежде всего он хочет, чтобы театр развивался.
— Здесь работают очень хорошие, талантливые артисты, и я буду стремиться обеспечить им лучшие условия для работы, творчества, жизни. Хочется, чтобы театр стал академическим — это повысит статус учреждения и работающих в нем людей. Планируем еще более активно ездить на фестивали, экспериментировать с форматами и жанрами спектаклей, развивать «взрослое» направление. Постановка может быть любой, академической или суперсовременной, главное — качество, эмоциональный отклик зрителя…
Любить и понимать актёров
В тульском театре кукол завершилась традиционная новогодняя кампания. Менее чем за десять дней артисты на стационаре сыграли 176 спектаклей с интермедиями, которые посмотрели более 1200 зрителей,— плюс 20 спектаклей на выезде. Зрителей могло бы быть в три раза больше, однако театр, согласно существующим требованиям, продавал билеты на 30 процентов мест в зале. Они, к слову, были раскуплены задолго до начала новогодних каникул.
В настоящее время Юрий Богородицкий отсматривает текущий репертуар — если учесть, что в списке около 60 постоянно ротирующихся спектаклей, то времени это займет достаточно много. Одновременно читает пьесы, готовящиеся к постановке. Ближайшая премьера — спектакль «Ястребок» на тему Великой Отечественной войны, его будет ставить режиссёр из Оренбурга Вадим Смирнов. Еще один новый спектакль, «Филипок» по рассказу Л. Н. Толстого, поставит Андрей Абрамов.
Также в планах — «Сказ о Родине» в постановке Алексея Ставицкого из Санкт-Петербурга.
В этом же году театр кукол наметил еще одну премьеру — «Щелкунчик» по сказке Э. Т. А. Гофмана (режиссер — Станислав Мозговой).
— Однажды Константин Аркадьевич Райкин сказал, что не представляет, как может быть режиссером человек, не владеющий актёрской профессией, не знающий изнутри актёрскую кухню. Думаю, что и руководителем театра должен быть не просто опытный менеджер, но прежде всего — человек из нашей профессиональной среды,— говорит Юрий Богородицкий.— Я сам актёр, получаю режиссерское образование, нужно будет — получу еще одно, «кукольное». И считаю, что в моей новой работе самое важное — понимать, любить и уважать артистов. Помогать им — именно этим я и намерен заниматься в первую очередь…
Источник: Молодой Коммунар
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ