Внезапные перемены в жизни Юрия Богородицкого не перестают удивлять окружающих: то он, будучи учителем физкультуры, вдруг поступает в театральный, то, являясь актёром драмы, неожиданно становится главным режиссёром театра кукол... При этом сам Юрий Богородицкий не видит в этом ничего необычного.
Терпеть не могу
- Юрий Юрьевич, почему ваше назначение на должность главного режиссёра театра кукол удивило всех кроме вас?
- С художественной точки зрения меня в этой ситуации следует рассматривать, как руководителя театра вообще, без привязки к специфике - драма это или куклы. Театр есть театр. И там и там внутренняя система творческого процесса одна и та же - такие же репетиции, такая же работа над образами и т. д. Да, средства выражения разные, но художественный метод один. Я не увидел в этом назначении ничего противоестественного - оно меня не удивило, а обрадовало. В этом году я оканчиваю режиссёрские курсы переподготовки в «Театральной школе Константина Райкина». К тому же, думаю, нахождение в кадровом резерве правительства Тульской области также сыграло какую-то роль при выборе министерством культуры моей кандидатуры на должность главрежа в куклы. Хотя, признаюсь, прежде чем дать согласие на это предложение, пришлось немного поразмыслить и всё взвесить. В результате я понял, что хочу идти вперёд и новая должность подходящий для этого вариант. При этом, я продолжаю оставаться актёром театра драмы и играть в спектаклях.
- Как вас принял коллектив театра?
- Нормально. Со многими уже был знаком - с кем-то просто по общению в театральных кругах города, с кем-то при отсмотре спектаклей, как член жюри региональной театральной премии «Триумф». Актёры сперва были несколько удивлены моим назначением, но на рабочую атмосферу это никак не повлияло. Никаких проблем с поиском общего языка нет - мы все друг с другом прекрасно общаемся.
- Что хотелось бы предпринять в качестве творческого руководителя театра в первую очередь?
- Хочется наладить в театре такую жизнь, при которой весь коллектив не почивал бы на лаврах, а был заинтересован в постоянном профессиональном развитии. Я сам такой - мне всё время нужно непрерывное поступательное движение. Терпеть не могу, когда люди сидят на месте. Сказанное мною не означает, что Тульский театр кукол находится в застое, а говорит лишь о моём настрое на работу. Для меня сейчас самое главное - сохранить то что есть в театре и идти дальше. Мечтаю, чтобы мои артисты постоянно учились, ездили на курсы повышения квалификации, конференции и так далее. Главное, найти на что ездить.
В скором времени обязательно появятся в труппе и молодые артисты, которых будем воспитывать так, чтобы они потом в своё время смогли воспитывать следующее поколение артистической молодёжи. Именно воспитывать, а не учить. Это большая разница.
Ещё есть очень хорошая новость - удалось договориться с открытием нового предмета в Тульском областном колледже культуры и искусств. Это кукловождение, которое будет преподаваться на отделении режиссуры культурно-массовых мероприятий. Это вполне можно считать революционным этапом. Подобного в Тульской области никогда не было. Преподавание будет вестись с прицелом на возможность зачисления в труппу нашего театра наиболее отличившихся выпускников. Большое спасибо за помощь в организации преподавания кукловождения директору колледжа - Светлане Викторовне Юдиной.
- Изменится ли с вашим приходом в театр его репертуарная политика?
- Пока мне не удалось полностью посмотреть то, что есть. Это физически невозможно в такой короткий промежуток времени, ведь в репертуаре театра около 60 спектаклей. Как только в текущей афише появляется постановка, которую я не видел, тут же бросаю все дела и занимаю место в зрительном зале. Пытаюсь понять, на что зритель охотней ходит, каким названиям и темам отдаёт предпочтение.
Конечно в репертуаре должны быть разноплановые постановки, между тем необходимо создать базовый костяк спектаклей, так называемые киты, на которых всё будет держаться, которые будут определять лицо театра и его внутреннее содержание. Это будут не просто спектакли в стиле «трали-вали», а знаковые постановки с глубоким смыслом. При этом нельзя забывать и о специфике театра кукол, которая уже изначально подразумевает взгляд на произведение через призму юмора и иронии. Хотя кукольные постановки способны вызывать и другие эмоции, в чём убедился на себе. На недавней премьере спектакля «Ястребок», даже у меня, взрослого человека, слёзы подкатывали.
Ниже плинтуса
- Сегодняшнее искусство для детей сильно отличается от вчерашнего. Чего в нём не хватает, а с чем перебор?
- Я бы не стал погранично делить искусство на сегодняшнее и вчерашнее. Всегда были и есть образцы как достойные внимания, так и вызывающие протест по соображениям морали и нравственности. Я, например, до сих пор не могу смотреть мультфильм «Том и Джерри». Всё происходящее в нём где-то на уровне плинтуса. И совсем другое впечатление от наших мультиков того же периода. Это же красота! «Три богатыря», «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие. Я же до сих пор смотрю их с удовольствием, потому что там есть атмосфера сказки, мудрость и доброта.
Сегодня популярны многие новые анимационные фильмы. Взять к примеру «Лунтиков»... Не хочется обижать поклонников и создателей этого мультика, но в нём, действительно, есть что-то инопланетянское, чужое. А вот те же «Фиксики» производят другое впечатление - там хоть что-то дельное происходит, заложено нечто познавательное для детей, обучающее. Там есть какая-то фишка.
А вообще, наблюдая за современный искусством, невольно с уважением вспоминаешь советское время, когда существовала цензура. Конечно было не без переборов, но и такого потока всякой всячины сомнительного содержания не наблюдалось. В связи с этим хочется, чтобы в театре, в частности ныне мною руководимым, главной отличительной чертой спектаклей была внутренняя порядочность. Можно сколько угодно возмущаться новыми течениями и направлениями в искусстве. При этом важно «быть против» не на словах, а на деле - не нравится что-то, возьми и покажи другое. Нужно не болтать, а работать и доказывать свою точку зрения на практических примерах. Это отношу прежде всего к себе и стараюсь руководствоваться этим правилом.
- Как относитесь к экспериментам на сцене, в частности к скандальным постановкам Константина Богомолова?
- Великий театральный режиссёр Георгий Товстоногов, просмотрев в Германии некую «новаторскую» постановку шекспировского «Отелло», где в финале спектакля зачем-то демонстрируют обнажённую 50-ти летнюю женщину, произнёс приблизительно следующее: И что? И как я должен это понимать?
Этим Георгий Александрович сказал всё. Порою некоторые нестандартные решения понятны только самим режиссёрам, но никак не широкой публике. Такие театральные «выходки» рассчитаны больше не на раскрытие смысла произведения и подчёркивание какой-то мысли, а на банальный самопиар. Обнажённые тела на сцене театра? Всё это уже было давно и также давно умерло как дешёвая однодневка. А вот нормальный психологический театр свои позиции не сдаёт, и он людям гораздо интересней. Но если раздеванию на сцене есть какое-то смысловое оправдание, тогда это другое дело.
А спектакли Константина Богомолова я не могу смотреть. Это не мой театр. Не хочу его обсуждать и говорить какой он плохой. Ну может у Богомолова такое режиссёрское видение. Самое страшное в том, что театральные вузы выпускают нормальных режиссёров, которые учились у нормальных педагогов. Выпускники сперва ставят один хороший спектакль, второй... А потом их куда-то то ли относит, то ли ещё что-то с ними происходит, и они начинают в работе переворачивать всё с ног на голову. И делается это, судя по всему, только ради денег. И от этого становится грустно. Это не люди искусства... Я воспитан на других ценностях и другими людьми. Имею в виду руководителей курса в Ярославском театральном институте - тогдашнего худрука Тульского театра драмы Александра Попова и актёра Виталия Базина, а также нынешнего моего наставника Константина Райкина.
Хочется чего-то человеческого
- Как вам учится в его Театральной школе?
- Общаясь с руководителями курса профессиональной переподготовки по программе «Театральная режиссура» Константином Райкиным и Вячеславом Сорокиным, понимаешь, что есть ещё люди, готовые буквально умереть за театр. На занятиях я слушаю их с открытым ртом. У Райкина такой профессиональный потенциал, такой темперамент, что я вообще не могу понять откуда это берётся и на чём держится. Константин Аркадьевич входит в роль в какую-то долю секунды, он перевоплощается мгновенно, как ракета. Всегда думаю, неужели такие люди в театре ещё есть? Оказывается есть. И это даёт понимание того, что является главным в профессии режиссёра - не сумма теоретических знаний, а внутренний запал. И сам Райкин это подтверждает, когда говорит, что профессии режиссёра научить нельзя. У каждого режиссёра должен быть какой-то самостоятельный внутренний заряд. Вот потому, по мнению Константина Аркадьевича, важно чтобы будущий режиссёр имел актёрский опыт. Общение с этим человеком, учёбу у него считаю огромным для себя везением. Там интеллект на высочайшем уровне, начитанность потрясающая. А ещё ярчайшее впечатление производят стихотворения в его исполнении. Когда он стал читать нам Пушкина, мы просто все окаменели от восторга. Я не знал, что Александр Сергеевич такой.
Всё это вдохновляет на работу несказанно, хочется реализоваться, хочется, чтобы в театре было больше человеческого.
Досье
Юрий Богородицкий родился в Туле 18 января 1981 года. После школы окончил факультет физической культуры Тульского государственного педагогического университета. Кандидат в мастера спорта по плаванию и пулевой стрельбе. Работал школьным учителем. В 2003 году поступил в Ярославский театральный институт. С 2007 года артист Тульского академического театра драмы. В 2021 назначен главным режиссёром Тульского государственного театра кукол и одновременно исполняющим обязанности его директора. Лауреат театрального конкурса «Триумф» (2009). Награждён Благодарностью губернатора Тульской области (2017).
Источник: «Аргументы и Факты»
Автор: Олег БОНДАРЬ